Новости

1 сентября 2020

Минэкономразвития направило на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект обновленного комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России. Документ разрабатывался по поручению Правительства совместно с профильными федеральными и региональными органами исполнительной власти, экспертным и бизнес-сообществом.

В качестве мероприятий по развитию инструментов финансирования повышения энергоэффективности предлагается снять ограничения для развития энергосервисной деятельности, привлечение в энергосбережение «зеленых» инвестиций, льготное кредитование проектов по энергоэффективности, в том числе населения и субъектов МСП. Предлагается создать специализированный фонд, средства которого инвестировать в проекты по повышению энергоэффективности.

«Обновленный план направлен на повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики, которые потребляют свыше 80% всей энергии в стране: энергетика, промышленность, транспорт и жилищно-коммунальный сектор. Технологическое обновление экономики с внедрением энергоэффективных технологий, по нашему мнению, должно стать ключевым драйвером для реализации накопленного потенциала энергосбережения», — сообщил заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.

Реализация мероприятий обновленного комплексного плана позволит снизить энергоемкость ВВП только за счет технологического фактора на 20% к 2030 году относительно 2017 г. Общее же снижение энергоемкости ВВП составит до 35%. Экономия энергетических ресурсов составит свыше 140 млн тонн условного топлива, что эквивалентно сокращению выбросов парниковых газов в размере 280 млн тонн СО2.

Проект комплексного плана по повышению энергоэффективности является основным инструментом достижения климатических целей РФ по снижению выбросов парниковых газов и синхронизирован с проектом стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, подготовленной Минэкономразвития и внесенной в Правительство в апреле 2020 года.

Проект комплексного плана включает шесть основных отраслевых блоков мероприятий: электро- и теплоэнергетика, промышленные технологии, энергоэффективные материалы, жилые и общественные здания, ЖКХ, транспорт, бюджетный сектор.

Достичь высоких показателей энергоэффективности в промышленности предлагается за счет введения обязательных требований по энергоэффективности при внедрении наилучших доступных технологий, расширять и совершенствовать требования к энергопотреблению бытовых электроприборов, ужесточать требования к энергоэффективности теплоизоляционных материалов и конструкций.

«Жилым и общественным зданиям как крупнейшему потребителю энергетических ресурсов в комплексном плане уделяется особое внимание. Современные аналоги существующих в стране зданий потребляют вдвое меньше энергии, а информация о классе энергоэффективности зданий давно стала мировой нормой», — отметил замминистра.

Повышение эффективности в жилищном секторе будет обеспечиваться путем проведения энергоэффективных капитальных ремонтов МКД. Для этих целей предлагается увеличить финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ и вовлекать в энергоэффективный капремонт ресурсоснабжающие организации. При новом строительстве предлагается запретить использование энергонеэффективных технических решений и оборудования. Стимулирование спроса на энергоэффективное жилье предлагается осуществлять за счет выдачи льготных ипотечных кредитов.

План мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации(PDF 1.13МБ)

27 августа 2020

Минэкономразвития России направило на согласование в профильные ведомства и опубликовало на федеральном портале нормативных правовых актов для публичного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«Принятие законопроекта позволит снять избыточную административную нагрузку на бюджетный сектор, а также учесть специфику программ энергосбережения бюджетных учреждений и госкомпаний при установлении требований к их разработке», — отметил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.

Законопроектом предлагается освободить бюджетные учреждения, расположенные в арендуемых зданиях или помещениях, либо предоставленных им по договорам безвозмездного пользования, не являющиеся фактическими плательщиками коммунальных услуг от обязанности реализовывать программы энергосбережения.

В таких случаях плата за коммунальные услуги включается в общую сумму арендного платежа или осуществляется собственником здания (помещения), а у бюджетных учреждений отсутствует информация о фактическом потреблении ими энергетических ресурсов и воды, а также потенциале энергосбережения без чего невозможна реализация энергосберегающих мероприятий.

В результате такие бюджетные учреждения разрабатывают «нулевые» программы энергосбережения, что является избыточной административной нагрузкой.

Законопроект предусматривает разделение требований к программам энергосбережения для госкомпаний и бюджетных учреждений, а также наделяет Правительство России полномочиями по их установлению.

Также Минэкономразвития России актуализировало требования к энергоэффективности электрических ламп.
 
Минэкономразвития разработало проект постановления, совершенствующий требования к энергетической эффективности светотехнической продукции, допущенной к обороту на территории России. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов для публичного обсуждения.

Проектом постановления исключается требование к пусковым токам. Документ уточняет особенности системы питания, управления и конструкции, как для источников света, так и светильников для приведения их в соответствие с современными международными стандартами, в том числе с требованиями положения Европейской Комиссии ЕС 2019/2020 от 1 октября 2019 г.

Указанные изменения позволят отечественным производителям переориентироваться на производство более технологичной, ликвидной и конкурентоспособной на международных рынках светотехнической продукции.

Документ упрощает выход на рынок светотехнической продукции России хозяйствующим субъектам, для которых наличие избыточных и устаревших требований ранее было серьезным барьером.

Проект постановления разработан в связи с признанием утратившим силу с 1 января 2021 года постановления Правительства России от 10 ноября 2017 г. № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения».

1 августа 2020

Минэкономразвития России утвердило требования к энергетическим обследованиям и порядку представления копий энергетических паспортов. Соответствующие приказы от 25 мая 2020 г. № 310 и от 25 мая 2020 г. № 307 зарегистрированы в Минюсте России 24 июля 2020 г. (регистрационные № 59071 и № 59072).

«Новые приказы усовершенствуют систему нормативно-правового регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, устранят правовые коллизии в регулировании энергообследований и снимут ряд вопросов, накопившихся у профессионального сообщества и заказчиков энергообследований, что в целом позитивным образом повлияет на правоприменительную практику», — отметил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.

Приказы разработаны взамен действующего аналогичного приказа Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
 
При подготовке обновленных требований устранены содержащиеся ранее в приказе № 400 несоответствия действующим нормам Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были отменены обязательные энергетические обследования.
 
С текстами приказов можно ознакомиться по ссылкам:

4 июня 2019

Минэкономразвития РФ предложило закрепить на законодательном уровне порядок размещения указателей класса энергоэффективности МКД и общественных зданий.

Министерством экономического развития РФ подготовлен Проект Федерального закона от 27.05.2019 N 02/04/05-19/00091639 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления класса энергетической эффективности общественных зданий, строений, сооружений» (далее — Проект). Предлагается:

  • внести изменения в правила определения класса энергоэффективности МКД;
  • определить порядок присвоения класса энергоэффективности зданиям общественного назначения.

Класс энергетической эффективности МКД и общественных зданий планируют определять в соответствии с правилами, разработанными Правительством РФ.

В настоящее время класс энергоэффективности определяют:

Класс энергоэффективности общественных зданий и МКД, которые уже находятся в эксплуатации, предлагается определять по решению собственников. Решение предлагается принимать на основании результатов энергетического обследования. Результаты обследования и присвоенный класс энергоэффективности будут указываться в энергетическом паспорте здания. В настоящее время нормативно не определен порядок присвоения класса энергоэффективности МКД и общественным зданиям, которые начали эксплуатироваться до вступления в силу 261-ФЗ.

Предложено внести изменения и в порядок размещения указателей класса энергоэффективности зданий. Указатель класса энергоэффективности необходимо будет размещать в местах, доступных для собственников и посетителей МКД и общественных зданий. Кроме того, собственники помещений в МКД и общественных зданиях будут обязаны обеспечить наличие и надлежащее состояние указателей класса энергоэффективности.

Размещать и содержать указатели класса энергоэффективности в настоящее время:

  • в МКД обязана управляющая организация;
  • в общественных зданиях обязанность размещать указатель класса энергоэффективности отсутствует.

     В случае принятия Проекта, в нормативные акты по обеспечению энергоэффективности зданий планируется внести следующие изменения в отношении МКД:

  • уточнить порядок определения класса энергетической эффективности МКД, а также изменены требования к указателю класса энергоэффективности, размещаемому на фасаде и в местах, доступных для собственников помещений МКД;
  • утвердить форму, содержание и порядок заполнения энергетического паспорта МКД;
  • уточнить требования к определению класса энергоэффективности МКД;
  • изменить требования к размещению указателя класса энергоэффективности МКД;

в отношении общественных зданий:

  • установить порядок определения класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений;
  • определить требования к указателю класса энергетической эффективности, размещаемому на фасаде и в местах, доступных для посетителей общественных зданий;
  • утвердить форму, содержание и порядок заполнения энергетического паспорта общественного здания;
  • разработать правила определения класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений;
  • установить требования к размещению указателя класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений.

Таким образом, Проект предполагает внесение существенных изменений в нормативные документы, определяющие требования к энергоэффективности МКД и общественных зданий и сооружений. Напомним, что за нарушение требований энергоэффективности зданий и сооружений их собственникам грозит административная ответственность в виде штрафа (ч.3 ст.9.16 КоАП РФ) на должностных лиц от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц от 500000 до 600000 рублей.

Класс энергоэффективности жилого дома 2019 год

20 февраля 2019

Минэкономразвития России в рамках организации работы Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – рабочая группа) проведена консолидация поступивших от членов рабочей группы реализованных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации.

Письмо министерства экономического развития РФ

14 февраля 2019

С 7 февраля 2019 года Министерству экономического развития от Министерства энергетики переданы функции по регулированию в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Об этом говорится в постановлении правительства РФ от 26 января 2019 г. № 45 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

«Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований», – указывается в документе.

Теперь Минэкономразвития будет вести государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Кроме того, оно уполномочено утверждать требования к проведению энергетического обследования, его результатам (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования), порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, а также порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.

Помимо этого, ведомство будет курировать предоставление субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ на исполнение региональных программ в сфере повышения энергоэффективности.

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный считает логичным, что за экономию энергоресурсов начнет отвечать не тот, кто их производит, а другое ведомство, которое несет ответственность за эффективность экономики.

«Если взять энергоэффективность в нашей экономике, то в России она в разы ниже, чем в странах, на которые мы равняемся. Так, по сравнению с Китаем – в 1,8 раза, а с Европой – уже в 2,5 раза. Для этого есть множество причин, одна из них в наших климатических условиях, другая – в очень энергоемкой структуре экономики. А цены на энергоресурсы для потребителей у нас в восемь раз ниже, чем на Западе, что тоже не стимулирует экономию», – сообщил журналистам господин Завальный.

Он отметил также, что предусмотренные Федеральным законом № 261‑ФЗ планы по повышению энергоэффективности на 40 % к 2021 г. не осуществились, реальные результаты – 16‑17 %. «За этот показатель отвечало Минэнерго, при этом хоть ТЭК и один из крупнейших потребителей энергоресурсов, но это все равно меньше трети, все остальное – это экономика и население», – подчеркнул законодатель.

Плановый показатель не будет достигнут к 2021 г. также из‑за того, что не произошло структурных изменений экономики и ценовых показателей, полагает Павел Завальный.

«Надо понимать, что каждое из министерств должно отвечать за энергоэффективность в своей сфере ответственности: Минэнерго – за ТЭК, Минстрой – в ЖКХ, Минпромторг – в промышленности. Но объединять все эти отрасли, отвечать за энергоэффективность в целом должно Минэкономразвития. Другое дело, насколько это ведомство будет само эффективно для этого работать. По моей оценке, Минэнерго сейчас работает эффективнее, чем МЭР, но это уже управленческая задача», – заключил глава профильного комитета.

Напомним, что в конце 2017 г. Министерству экономического развития впервые были переданы полномочия по подготовке ежегодного Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в стране, а также полномочия по сопровождению государственной информационной системы в области энергосбережения.

25 апреля 2018

25.04.2018 на официальном сайте правительства было размещено Постановление № 486 от 21.04.2018. Оно изменило Постановление Правительства № 1221 от 31.12.2009, утверждающее правила, по которым в процессе проведения госзакупок устанавливаются требования по энергетической эффективности к ТРУ.

В первую очередь изменения затронули работу Минэкономразвития. Начиная с 2019 года, оно обязано будет анализировать:

  • энергетическую эффективность товаров, которые покупаются в рамках 44-ФЗ. Основным акцентом анализа станет отбор категорий товаров, при эксплуатации которых тратятся энергоресурсы в объемах, которые составляют существенную долю в структуре потребления отдельных групп госзаказчиков (по аналогичным сферам деятельности);
  • запросы энергоэффективности, которые установлены законодательством о госзакупках за рубежом, и насколько возможно перенять опыт в РФ.

Кроме того, Минэкономразвития, по согласованию с Минпромторгом, Минстроем, ЖКХ и Министерством энергетики, должно установить требования по энергетической эффективности в отношении:

  • работ и услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Срок реализации — не позднее 01.07.2018;
  • товаров, которые указаны в приложении к Правилам. Срок реализации — не позднее 01.07.2019.

Таким образом планируется достигнуть главной цели — повысить энергетическую эффективность товаров при госзакупках, а также при проектировании, строительстве и реконструкции многоквартирных домов, общественных и административных зданий.

Особое внимание стоит обратить на дополнение Правила пунктами 5.1 и 5.2. В них говорится, что требования энергоэффективности устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и увеличения энергетической эффективности и их значений, а также методик их измерения. Они должны определяться документами по стандартизации.

ВАЖНО! В требованиях обязательно указывается ссылка на используемые документы по стандартизации.

При этом соответствуют ли товары указанным требованиям, должно определяться на основе сведений, которые предоставлены производителями в документах к объекту закупки или в протоколах исследований, испытаний и измерений, которые выданы испытательной лабораторией, имеющей аккредитацию или другие документы (должны быть предусмотрены требованиями энергетической эффективности товаров).

26 декабря 2013

18-19 декабря 2013 года СРО НП «Ассоциация энергоаудиторов и энергосервисных компаний Самарской области» при поддержке и участии Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, Самарской Губернской Думы, Администрации г.о. Самара провела семинар «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности – 4 года спустя».

Мероприятие открыл и принял непосредственное участие в его работе Ряднов Константин Валериевич, заместитель Председателя комитета по ЖКХ, топливно-энергетическому комплексу, нефтехимии и охране окружающей среды Самарской Губернской Думы.

С приветственным словом к участникам обратился Путько Валерий Федорович, председатель Правления СРО НП «АЭКСО», проректор по науке и инновациям Самарского государственного университета путей сообщения, д.т.н., профессор. Были доложены предварительные результаты проведенных энергетических обследований в рамках «первой волны» энергоаудита (2009 – 2013 гг.).

С докладом по результатам Международного форума ENES-2013 выступил Карамышев Николай Викторович, исполнительный директор СРО НП «АЭКСО». В докладе сделан акцент на вопросы, связанные с повышением эффективности производства и потребления энергетических ресурсов. Это направление работы, от результатов которой напрямую зависит состояние дел в отечественной промышленности, сельском хозяйстве, в ЖКХ, на транспорте.

Читать пресс-релиз полностью

11 июня 2013

В период с 4 по 6 июня в Вене (Австрия) прошло одно из знаковых мероприятий мировой энергетической индустрии – Конференция и выставка POWER-GEN Europe 2013.

На площади более 45000 кв.м были представлены решения 580 экспонентов в области строительства и эксплуатации энергетических установок, инструменты и методы повышения энергоэффективности как промышленных предприятий и объектов электроэнергетики, так и социальных учреждений, многоэтажной жилой застройки и частных домовладений.

Достижения Российской Федерации в сфере развития энергетики на POWER-GEN Europe 2013 представило Министерство энергетики РФ во главе со Статс-секретарем – заместителем Министра энергетики РФ Юрием Сентюриным.

В этом году при участии РЭА состоялось несколько мероприятий в рамках российской деловой программы, предлагаемой участникам POWER-GEN.

Директор по инновациям РЭА Алексей Конев выступил модератором форума «Россия – перспективы и инвестиционный потенциал развития умной энергетики». В форуме приняли участие представители Минэнерго России, ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Российские сети», компании Р.В.С.