Новости

4 июня 2019

Минэкономразвития РФ предложило закрепить на законодательном уровне порядок размещения указателей класса энергоэффективности МКД и общественных зданий.

Министерством экономического развития РФ подготовлен Проект Федерального закона от 27.05.2019 N 02/04/05-19/00091639 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления класса энергетической эффективности общественных зданий, строений, сооружений» (далее — Проект). Предлагается:

  • внести изменения в правила определения класса энергоэффективности МКД;
  • определить порядок присвоения класса энергоэффективности зданиям общественного назначения.

Класс энергетической эффективности МКД и общественных зданий планируют определять в соответствии с правилами, разработанными Правительством РФ.

В настоящее время класс энергоэффективности определяют:

Класс энергоэффективности общественных зданий и МКД, которые уже находятся в эксплуатации, предлагается определять по решению собственников. Решение предлагается принимать на основании результатов энергетического обследования. Результаты обследования и присвоенный класс энергоэффективности будут указываться в энергетическом паспорте здания. В настоящее время нормативно не определен порядок присвоения класса энергоэффективности МКД и общественным зданиям, которые начали эксплуатироваться до вступления в силу 261-ФЗ.

Предложено внести изменения и в порядок размещения указателей класса энергоэффективности зданий. Указатель класса энергоэффективности необходимо будет размещать в местах, доступных для собственников и посетителей МКД и общественных зданий. Кроме того, собственники помещений в МКД и общественных зданиях будут обязаны обеспечить наличие и надлежащее состояние указателей класса энергоэффективности.

Размещать и содержать указатели класса энергоэффективности в настоящее время:

  • в МКД обязана управляющая организация;
  • в общественных зданиях обязанность размещать указатель класса энергоэффективности отсутствует.

     В случае принятия Проекта, в нормативные акты по обеспечению энергоэффективности зданий планируется внести следующие изменения в отношении МКД:

  • уточнить порядок определения класса энергетической эффективности МКД, а также изменены требования к указателю класса энергоэффективности, размещаемому на фасаде и в местах, доступных для собственников помещений МКД;
  • утвердить форму, содержание и порядок заполнения энергетического паспорта МКД;
  • уточнить требования к определению класса энергоэффективности МКД;
  • изменить требования к размещению указателя класса энергоэффективности МКД;

в отношении общественных зданий:

  • установить порядок определения класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений;
  • определить требования к указателю класса энергетической эффективности, размещаемому на фасаде и в местах, доступных для посетителей общественных зданий;
  • утвердить форму, содержание и порядок заполнения энергетического паспорта общественного здания;
  • разработать правила определения класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений;
  • установить требования к размещению указателя класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений.

Таким образом, Проект предполагает внесение существенных изменений в нормативные документы, определяющие требования к энергоэффективности МКД и общественных зданий и сооружений. Напомним, что за нарушение требований энергоэффективности зданий и сооружений их собственникам грозит административная ответственность в виде штрафа (ч.3 ст.9.16 КоАП РФ) на должностных лиц от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц от 500000 до 600000 рублей.

Класс энергоэффективности жилого дома 2019 год

20 февраля 2019

Минэкономразвития России в рамках организации работы Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – рабочая группа) проведена консолидация поступивших от членов рабочей группы реализованных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации.

Письмо министерства экономического развития РФ

14 февраля 2019

С 7 февраля 2019 года Министерству экономического развития от Министерства энергетики переданы функции по регулированию в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Об этом говорится в постановлении правительства РФ от 26 января 2019 г. № 45 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

«Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований», – указывается в документе.

Теперь Минэкономразвития будет вести государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Кроме того, оно уполномочено утверждать требования к проведению энергетического обследования, его результатам (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования), порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, а также порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.

Помимо этого, ведомство будет курировать предоставление субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ на исполнение региональных программ в сфере повышения энергоэффективности.

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный считает логичным, что за экономию энергоресурсов начнет отвечать не тот, кто их производит, а другое ведомство, которое несет ответственность за эффективность экономики.

«Если взять энергоэффективность в нашей экономике, то в России она в разы ниже, чем в странах, на которые мы равняемся. Так, по сравнению с Китаем – в 1,8 раза, а с Европой – уже в 2,5 раза. Для этого есть множество причин, одна из них в наших климатических условиях, другая – в очень энергоемкой структуре экономики. А цены на энергоресурсы для потребителей у нас в восемь раз ниже, чем на Западе, что тоже не стимулирует экономию», – сообщил журналистам господин Завальный.

Он отметил также, что предусмотренные Федеральным законом № 261‑ФЗ планы по повышению энергоэффективности на 40 % к 2021 г. не осуществились, реальные результаты – 16‑17 %. «За этот показатель отвечало Минэнерго, при этом хоть ТЭК и один из крупнейших потребителей энергоресурсов, но это все равно меньше трети, все остальное – это экономика и население», – подчеркнул законодатель.

Плановый показатель не будет достигнут к 2021 г. также из‑за того, что не произошло структурных изменений экономики и ценовых показателей, полагает Павел Завальный.

«Надо понимать, что каждое из министерств должно отвечать за энергоэффективность в своей сфере ответственности: Минэнерго – за ТЭК, Минстрой – в ЖКХ, Минпромторг – в промышленности. Но объединять все эти отрасли, отвечать за энергоэффективность в целом должно Минэкономразвития. Другое дело, насколько это ведомство будет само эффективно для этого работать. По моей оценке, Минэнерго сейчас работает эффективнее, чем МЭР, но это уже управленческая задача», – заключил глава профильного комитета.

Напомним, что в конце 2017 г. Министерству экономического развития впервые были переданы полномочия по подготовке ежегодного Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в стране, а также полномочия по сопровождению государственной информационной системы в области энергосбережения.

25 апреля 2018

25.04.2018 на официальном сайте правительства было размещено Постановление № 486 от 21.04.2018. Оно изменило Постановление Правительства № 1221 от 31.12.2009, утверждающее правила, по которым в процессе проведения госзакупок устанавливаются требования по энергетической эффективности к ТРУ.

В первую очередь изменения затронули работу Минэкономразвития. Начиная с 2019 года, оно обязано будет анализировать:

  • энергетическую эффективность товаров, которые покупаются в рамках 44-ФЗ. Основным акцентом анализа станет отбор категорий товаров, при эксплуатации которых тратятся энергоресурсы в объемах, которые составляют существенную долю в структуре потребления отдельных групп госзаказчиков (по аналогичным сферам деятельности);
  • запросы энергоэффективности, которые установлены законодательством о госзакупках за рубежом, и насколько возможно перенять опыт в РФ.

Кроме того, Минэкономразвития, по согласованию с Минпромторгом, Минстроем, ЖКХ и Министерством энергетики, должно установить требования по энергетической эффективности в отношении:

  • работ и услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Срок реализации — не позднее 01.07.2018;
  • товаров, которые указаны в приложении к Правилам. Срок реализации — не позднее 01.07.2019.

Таким образом планируется достигнуть главной цели — повысить энергетическую эффективность товаров при госзакупках, а также при проектировании, строительстве и реконструкции многоквартирных домов, общественных и административных зданий.

Особое внимание стоит обратить на дополнение Правила пунктами 5.1 и 5.2. В них говорится, что требования энергоэффективности устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и увеличения энергетической эффективности и их значений, а также методик их измерения. Они должны определяться документами по стандартизации.

ВАЖНО! В требованиях обязательно указывается ссылка на используемые документы по стандартизации.

При этом соответствуют ли товары указанным требованиям, должно определяться на основе сведений, которые предоставлены производителями в документах к объекту закупки или в протоколах исследований, испытаний и измерений, которые выданы испытательной лабораторией, имеющей аккредитацию или другие документы (должны быть предусмотрены требованиями энергетической эффективности товаров).

26 декабря 2013

18-19 декабря 2013 года СРО НП «Ассоциация энергоаудиторов и энергосервисных компаний Самарской области» при поддержке и участии Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, Самарской Губернской Думы, Администрации г.о. Самара провела семинар «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности – 4 года спустя».

Мероприятие открыл и принял непосредственное участие в его работе Ряднов Константин Валериевич, заместитель Председателя комитета по ЖКХ, топливно-энергетическому комплексу, нефтехимии и охране окружающей среды Самарской Губернской Думы.

С приветственным словом к участникам обратился Путько Валерий Федорович, председатель Правления СРО НП «АЭКСО», проректор по науке и инновациям Самарского государственного университета путей сообщения, д.т.н., профессор. Были доложены предварительные результаты проведенных энергетических обследований в рамках «первой волны» энергоаудита (2009 – 2013 гг.).

С докладом по результатам Международного форума ENES-2013 выступил Карамышев Николай Викторович, исполнительный директор СРО НП «АЭКСО». В докладе сделан акцент на вопросы, связанные с повышением эффективности производства и потребления энергетических ресурсов. Это направление работы, от результатов которой напрямую зависит состояние дел в отечественной промышленности, сельском хозяйстве, в ЖКХ, на транспорте.

Читать пресс-релиз полностью

11 июня 2013

В период с 4 по 6 июня в Вене (Австрия) прошло одно из знаковых мероприятий мировой энергетической индустрии – Конференция и выставка POWER-GEN Europe 2013.

На площади более 45000 кв.м были представлены решения 580 экспонентов в области строительства и эксплуатации энергетических установок, инструменты и методы повышения энергоэффективности как промышленных предприятий и объектов электроэнергетики, так и социальных учреждений, многоэтажной жилой застройки и частных домовладений.

Достижения Российской Федерации в сфере развития энергетики на POWER-GEN Europe 2013 представило Министерство энергетики РФ во главе со Статс-секретарем – заместителем Министра энергетики РФ Юрием Сентюриным.

В этом году при участии РЭА состоялось несколько мероприятий в рамках российской деловой программы, предлагаемой участникам POWER-GEN.

Директор по инновациям РЭА Алексей Конев выступил модератором форума «Россия – перспективы и инвестиционный потенциал развития умной энергетики». В форуме приняли участие представители Минэнерго России, ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Российские сети», компании Р.В.С.