Новости
1 сентября 2020
Минэкономразвития направило на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект обновленного комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России. Документ разрабатывался по поручению Правительства совместно с профильными федеральными и региональными органами исполнительной власти, экспертным и бизнес-сообществом.
В качестве мероприятий по развитию инструментов финансирования повышения энергоэффективности предлагается снять ограничения для развития энергосервисной деятельности, привлечение в энергосбережение «зеленых» инвестиций, льготное кредитование проектов по энергоэффективности, в том числе населения и субъектов МСП. Предлагается создать специализированный фонд, средства которого инвестировать в проекты по повышению энергоэффективности.
«Обновленный план направлен на повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики, которые потребляют свыше 80% всей энергии в стране: энергетика, промышленность, транспорт и жилищно-коммунальный сектор. Технологическое обновление экономики с внедрением энергоэффективных технологий, по нашему мнению, должно стать ключевым драйвером для реализации накопленного потенциала энергосбережения», — сообщил заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.
Реализация мероприятий обновленного комплексного плана позволит снизить энергоемкость ВВП только за счет технологического фактора на 20% к 2030 году относительно 2017 г. Общее же снижение энергоемкости ВВП составит до 35%. Экономия энергетических ресурсов составит свыше 140 млн тонн условного топлива, что эквивалентно сокращению выбросов парниковых газов в размере 280 млн тонн СО2.
Проект комплексного плана по повышению энергоэффективности является основным инструментом достижения климатических целей РФ по снижению выбросов парниковых газов и синхронизирован с проектом стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, подготовленной Минэкономразвития и внесенной в Правительство в апреле 2020 года.
Проект комплексного плана включает шесть основных отраслевых блоков мероприятий: электро- и теплоэнергетика, промышленные технологии, энергоэффективные материалы, жилые и общественные здания, ЖКХ, транспорт, бюджетный сектор.
Достичь высоких показателей энергоэффективности в промышленности предлагается за счет введения обязательных требований по энергоэффективности при внедрении наилучших доступных технологий, расширять и совершенствовать требования к энергопотреблению бытовых электроприборов, ужесточать требования к энергоэффективности теплоизоляционных материалов и конструкций.
«Жилым и общественным зданиям как крупнейшему потребителю энергетических ресурсов в комплексном плане уделяется особое внимание. Современные аналоги существующих в стране зданий потребляют вдвое меньше энергии, а информация о классе энергоэффективности зданий давно стала мировой нормой», — отметил замминистра.
Повышение эффективности в жилищном секторе будет обеспечиваться путем проведения энергоэффективных капитальных ремонтов МКД. Для этих целей предлагается увеличить финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ и вовлекать в энергоэффективный капремонт ресурсоснабжающие организации. При новом строительстве предлагается запретить использование энергонеэффективных технических решений и оборудования. Стимулирование спроса на энергоэффективное жилье предлагается осуществлять за счет выдачи льготных ипотечных кредитов.
27 августа 2020
Минэкономразвития России направило на согласование в профильные ведомства и опубликовало на федеральном портале нормативных правовых актов для публичного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Принятие законопроекта позволит снять избыточную административную нагрузку на бюджетный сектор, а также учесть специфику программ энергосбережения бюджетных учреждений и госкомпаний при установлении требований к их разработке», — отметил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.
Законопроектом предлагается освободить бюджетные учреждения, расположенные в арендуемых зданиях или помещениях, либо предоставленных им по договорам безвозмездного пользования, не являющиеся фактическими плательщиками коммунальных услуг от обязанности реализовывать программы энергосбережения.
В таких случаях плата за коммунальные услуги включается в общую сумму арендного платежа или осуществляется собственником здания (помещения), а у бюджетных учреждений отсутствует информация о фактическом потреблении ими энергетических ресурсов и воды, а также потенциале энергосбережения без чего невозможна реализация энергосберегающих мероприятий.
В результате такие бюджетные учреждения разрабатывают «нулевые» программы энергосбережения, что является избыточной административной нагрузкой.
Законопроект предусматривает разделение требований к программам энергосбережения для госкомпаний и бюджетных учреждений, а также наделяет Правительство России полномочиями по их установлению.
Также Минэкономразвития России актуализировало требования к энергоэффективности электрических ламп.
Минэкономразвития разработало проект постановления, совершенствующий требования к энергетической эффективности светотехнической продукции, допущенной к обороту на территории России. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов для публичного обсуждения.
Проектом постановления исключается требование к пусковым токам. Документ уточняет особенности системы питания, управления и конструкции, как для источников света, так и светильников для приведения их в соответствие с современными международными стандартами, в том числе с требованиями положения Европейской Комиссии ЕС 2019/2020 от 1 октября 2019 г.
Указанные изменения позволят отечественным производителям переориентироваться на производство более технологичной, ликвидной и конкурентоспособной на международных рынках светотехнической продукции.
Документ упрощает выход на рынок светотехнической продукции России хозяйствующим субъектам, для которых наличие избыточных и устаревших требований ранее было серьезным барьером.
Проект постановления разработан в связи с признанием утратившим силу с 1 января 2021 года постановления Правительства России от 10 ноября 2017 г. № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения».
1 августа 2020
Минэкономразвития России утвердило требования к энергетическим обследованиям и порядку представления копий энергетических паспортов. Соответствующие приказы от 25 мая 2020 г. № 310 и от 25 мая 2020 г. № 307 зарегистрированы в Минюсте России 24 июля 2020 г. (регистрационные № 59071 и № 59072).
«Новые приказы усовершенствуют систему нормативно-правового регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, устранят правовые коллизии в регулировании энергообследований и снимут ряд вопросов, накопившихся у профессионального сообщества и заказчиков энергообследований, что в целом позитивным образом повлияет на правоприменительную практику», — отметил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.
Приказы разработаны взамен действующего аналогичного приказа Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
При подготовке обновленных требований устранены содержащиеся ранее в приказе № 400 несоответствия действующим нормам Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были отменены обязательные энергетические обследования.
С текстами приказов можно ознакомиться по ссылкам:
- Приказ Минэкономразвития России от 25 мая 2020 г. № 307
- Приказ Минэкономразвития России от 25 мая 2020 г. № 310
4 июня 2019
Минэкономразвития РФ предложило закрепить на законодательном уровне порядок размещения указателей класса энергоэффективности МКД и общественных зданий.
Министерством экономического развития РФ подготовлен Проект Федерального закона от 27.05.2019 N 02/04/05-19/00091639 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления класса энергетической эффективности общественных зданий, строений, сооружений» (далее — Проект). Предлагается:
- внести изменения в правила определения класса энергоэффективности МКД;
- определить порядок присвоения класса энергоэффективности зданиям общественного назначения.
Класс энергетической эффективности МКД и общественных зданий планируют определять в соответствии с правилами, разработанными Правительством РФ.
В настоящее время класс энергоэффективности определяют:
- для МКД — в соответствии с Правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 N 399/пр;
- для общественных зданий и сооружений порядок нормативно не определен.
Класс энергоэффективности общественных зданий и МКД, которые уже находятся в эксплуатации, предлагается определять по решению собственников. Решение предлагается принимать на основании результатов энергетического обследования. Результаты обследования и присвоенный класс энергоэффективности будут указываться в энергетическом паспорте здания. В настоящее время нормативно не определен порядок присвоения класса энергоэффективности МКД и общественным зданиям, которые начали эксплуатироваться до вступления в силу 261-ФЗ.
Предложено внести изменения и в порядок размещения указателей класса энергоэффективности зданий. Указатель класса энергоэффективности необходимо будет размещать в местах, доступных для собственников и посетителей МКД и общественных зданий. Кроме того, собственники помещений в МКД и общественных зданиях будут обязаны обеспечить наличие и надлежащее состояние указателей класса энергоэффективности.
Размещать и содержать указатели класса энергоэффективности в настоящее время:
- в МКД обязана управляющая организация;
- в общественных зданиях обязанность размещать указатель класса энергоэффективности отсутствует.
В случае принятия Проекта, в нормативные акты по обеспечению энергоэффективности зданий планируется внести следующие изменения в отношении МКД:
- уточнить порядок определения класса энергетической эффективности МКД, а также изменены требования к указателю класса энергоэффективности, размещаемому на фасаде и в местах, доступных для собственников помещений МКД;
- утвердить форму, содержание и порядок заполнения энергетического паспорта МКД;
- уточнить требования к определению класса энергоэффективности МКД;
- изменить требования к размещению указателя класса энергоэффективности МКД;
в отношении общественных зданий:
- установить порядок определения класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений;
- определить требования к указателю класса энергетической эффективности, размещаемому на фасаде и в местах, доступных для посетителей общественных зданий;
- утвердить форму, содержание и порядок заполнения энергетического паспорта общественного здания;
- разработать правила определения класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений;
- установить требования к размещению указателя класса энергоэффективности общественных зданий, строений, сооружений.
Таким образом, Проект предполагает внесение существенных изменений в нормативные документы, определяющие требования к энергоэффективности МКД и общественных зданий и сооружений. Напомним, что за нарушение требований энергоэффективности зданий и сооружений их собственникам грозит административная ответственность в виде штрафа (ч.3 ст.9.16 КоАП РФ) на должностных лиц от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц от 500000 до 600000 рублей.
Класс энергоэффективности жилого дома 2019 год
20 февраля 2019
Минэкономразвития России в рамках организации работы Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – рабочая группа) проведена консолидация поступивших от членов рабочей группы реализованных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации.
Письмо министерства экономического развития РФ
14 февраля 2019
С 7 февраля 2019 года Министерству экономического развития от Министерства энергетики переданы функции по регулированию в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Об этом говорится в постановлении правительства РФ от 26 января 2019 г. № 45 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
«Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований», – указывается в документе.
Теперь Минэкономразвития будет вести государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Кроме того, оно уполномочено утверждать требования к проведению энергетического обследования, его результатам (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования), порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, а также порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.
Помимо этого, ведомство будет курировать предоставление субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ на исполнение региональных программ в сфере повышения энергоэффективности.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный считает логичным, что за экономию энергоресурсов начнет отвечать не тот, кто их производит, а другое ведомство, которое несет ответственность за эффективность экономики.
«Если взять энергоэффективность в нашей экономике, то в России она в разы ниже, чем в странах, на которые мы равняемся. Так, по сравнению с Китаем – в 1,8 раза, а с Европой – уже в 2,5 раза. Для этого есть множество причин, одна из них в наших климатических условиях, другая – в очень энергоемкой структуре экономики. А цены на энергоресурсы для потребителей у нас в восемь раз ниже, чем на Западе, что тоже не стимулирует экономию», – сообщил журналистам господин Завальный.
Он отметил также, что предусмотренные Федеральным законом № 261‑ФЗ планы по повышению энергоэффективности на 40 % к 2021 г. не осуществились, реальные результаты – 16‑17 %. «За этот показатель отвечало Минэнерго, при этом хоть ТЭК и один из крупнейших потребителей энергоресурсов, но это все равно меньше трети, все остальное – это экономика и население», – подчеркнул законодатель.
Плановый показатель не будет достигнут к 2021 г. также из‑за того, что не произошло структурных изменений экономики и ценовых показателей, полагает Павел Завальный.
«Надо понимать, что каждое из министерств должно отвечать за энергоэффективность в своей сфере ответственности: Минэнерго – за ТЭК, Минстрой – в ЖКХ, Минпромторг – в промышленности. Но объединять все эти отрасли, отвечать за энергоэффективность в целом должно Минэкономразвития. Другое дело, насколько это ведомство будет само эффективно для этого работать. По моей оценке, Минэнерго сейчас работает эффективнее, чем МЭР, но это уже управленческая задача», – заключил глава профильного комитета.
Напомним, что в конце 2017 г. Министерству экономического развития впервые были переданы полномочия по подготовке ежегодного Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в стране, а также полномочия по сопровождению государственной информационной системы в области энергосбережения.
25 апреля 2018
25.04.2018 на официальном сайте правительства было размещено Постановление № 486 от 21.04.2018. Оно изменило Постановление Правительства № 1221 от 31.12.2009, утверждающее правила, по которым в процессе проведения госзакупок устанавливаются требования по энергетической эффективности к ТРУ.
В первую очередь изменения затронули работу Минэкономразвития. Начиная с 2019 года, оно обязано будет анализировать:
- энергетическую эффективность товаров, которые покупаются в рамках 44-ФЗ. Основным акцентом анализа станет отбор категорий товаров, при эксплуатации которых тратятся энергоресурсы в объемах, которые составляют существенную долю в структуре потребления отдельных групп госзаказчиков (по аналогичным сферам деятельности);
- запросы энергоэффективности, которые установлены законодательством о госзакупках за рубежом, и насколько возможно перенять опыт в РФ.
Кроме того, Минэкономразвития, по согласованию с Минпромторгом, Минстроем, ЖКХ и Министерством энергетики, должно установить требования по энергетической эффективности в отношении:
- работ и услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Срок реализации — не позднее 01.07.2018;
- товаров, которые указаны в приложении к Правилам. Срок реализации — не позднее 01.07.2019.
Таким образом планируется достигнуть главной цели — повысить энергетическую эффективность товаров при госзакупках, а также при проектировании, строительстве и реконструкции многоквартирных домов, общественных и административных зданий.
Особое внимание стоит обратить на дополнение Правила пунктами 5.1 и 5.2. В них говорится, что требования энергоэффективности устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и увеличения энергетической эффективности и их значений, а также методик их измерения. Они должны определяться документами по стандартизации.
ВАЖНО! В требованиях обязательно указывается ссылка на используемые документы по стандартизации.
При этом соответствуют ли товары указанным требованиям, должно определяться на основе сведений, которые предоставлены производителями в документах к объекту закупки или в протоколах исследований, испытаний и измерений, которые выданы испытательной лабораторией, имеющей аккредитацию или другие документы (должны быть предусмотрены требованиями энергетической эффективности товаров).
26 декабря 2013
18-19 декабря 2013 года СРО НП «Ассоциация энергоаудиторов и энергосервисных компаний Самарской области» при поддержке и участии Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, Самарской Губернской Думы, Администрации г.о. Самара провела семинар «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности – 4 года спустя».
Мероприятие открыл и принял непосредственное участие в его работе Ряднов Константин Валериевич, заместитель Председателя комитета по ЖКХ, топливно-энергетическому комплексу, нефтехимии и охране окружающей среды Самарской Губернской Думы.
С приветственным словом к участникам обратился Путько Валерий Федорович, председатель Правления СРО НП «АЭКСО», проректор по науке и инновациям Самарского государственного университета путей сообщения, д.т.н., профессор. Были доложены предварительные результаты проведенных энергетических обследований в рамках «первой волны» энергоаудита (2009 – 2013 гг.).
С докладом по результатам Международного форума ENES-2013 выступил Карамышев Николай Викторович, исполнительный директор СРО НП «АЭКСО». В докладе сделан акцент на вопросы, связанные с повышением эффективности производства и потребления энергетических ресурсов. Это направление работы, от результатов которой напрямую зависит состояние дел в отечественной промышленности, сельском хозяйстве, в ЖКХ, на транспорте.
11 июня 2013
В период с 4 по 6 июня в Вене (Австрия) прошло одно из знаковых мероприятий мировой энергетической индустрии – Конференция и выставка POWER-GEN Europe 2013.
На площади более 45000 кв.м были представлены решения 580 экспонентов в области строительства и эксплуатации энергетических установок, инструменты и методы повышения энергоэффективности как промышленных предприятий и объектов электроэнергетики, так и социальных учреждений, многоэтажной жилой застройки и частных домовладений.
Достижения Российской Федерации в сфере развития энергетики на POWER-GEN Europe 2013 представило Министерство энергетики РФ во главе со Статс-секретарем – заместителем Министра энергетики РФ Юрием Сентюриным.
В этом году при участии РЭА состоялось несколько мероприятий в рамках российской деловой программы, предлагаемой участникам POWER-GEN.
Директор по инновациям РЭА Алексей Конев выступил модератором форума «Россия – перспективы и инвестиционный потенциал развития умной энергетики». В форуме приняли участие представители Минэнерго России, ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Российские сети», компании Р.В.С.